Профстандарт

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта  "педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего  образования) (воспитатель, учитель).

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).

Сайт: ПРОФСТАНДАРТПЕДАГОГА.РФ

Введение профстандартов для педагогов позволит решить сразу несколько вопросов:

-Точно определить, какую именно квалификацию должен иметь педагог.
-Обеспечить нужную подготовку будущих работников этой области.
-Уведомить педагогов о требованиях, которые будут к ним применяться.
-Привлечь самих учителей, воспитателей и преподавателей к повышению уровня образования в России.

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога.

В целом, профессиональный стандарт педагогических работников является документом, от которого зависит:

 -возможность конкретного человека работать в педагогической сфере;
 -размер оплаты труда;
 -порядок исчисления стажа;
 -определение размера пенсии;
 -планирование карьеры педагогического работника.

Профстандарт является рамочным документом и при необходимости дополняется требованиями, утвержденными в регионах с учетом местных особенностей.   

Кроме того, внутренние стандарты учреждения образования тоже могут содержать дополнительные требования к педагогическому работнику.

Профессиональный стандарт педагога разработан на основе «Макета профессионального стандарта», поэтому при знакомстве с ним его форма может показаться непривычной для педработников.

Профстандарт воспитателя в детском саду включает в себя следующие структурные части:

  •      Общие сведения о стандарте

В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).

  •  Функциональная карта

Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно кпрофессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:

-обучения;

-воспитания;

-развития.

 Характеристика функций

В этой части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель»,«педагог») и т. д., требования к образованию и другие квалификационные условия.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?

·Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

·Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

·Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

·Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

·Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Проще говоря, в первую очередь он потребуется при приеме на работу на должность «педагог». Далее данный «эталон» поможет экспертам оценить работу аттестуемого педагога. С помощью стандарта можно выявлять квалификацию педагога, необходимую для качественного воспитания и обучения. Учитывая те критерии, которые содержатся в данном документе, возможно обеспечение необходимой профессиональной подготовкой педагогов для высокой результативности труда. Стандарт поможет педагогу иметь представление о тех требованиях, которые к нему предъявляются работодателем.